ПОЛЕТ В УСЛОВИЯХ ОБЛЕДЕНЕНИЯ

Наибольшая вероятность обледенения отдельных ча­стей вертолета, особенно несущего винта, возникает во время полетов в облаках и над водными пространствами при температуре наружного воздуха от +5° до —10°С.

Первыми признаками обледенения вертолета служат появление льда на стеклах кабины летчиков и загорание на приборной доске красной сигнальной лампочки с над­писью «Лед». При развитии обледенения появляются до­полнительные признаки: сильная тряска вертолета, вибра­ция ручки управления, ухудшение управляемости и сниже­ние оборотов несущего винта. При появлении признаков обледенения необходимо стремиться выйти из зоны обле­денения изменением курса или высоты полета.

Во время полета следует обходить зоны обледенения. Если зону обледенения обойти не удается, то непосредст­венно перед входом в нее нужно включить обогрев прием­ников воздушных давлений (ПВД), а также установить выключатель АЗС и переключатель противообледенитель — ной системы на нормальный расход. В качестве противо — обледенительной жидкости на вертолетах применяется чи­стый этиловый спирт-ректификат 95—96%-ной крепости.

Наилучшая омываемость лопастей противообледени — тельной жидкостью получается при скорости полета верто­лета более 0,5 Емакс. Поэтому при включении противообле — денительной системы следует выдерживать указанную ско­рость полета, при которой потребуется меньше противо — обледенительной жидкости для предохранения лопастей от обледенения. А так как лопасти несущего винта имеют большие поверхности, которые нужно защищать от обле­денения, то экономия может быть значительной.

При внезапном входе в зону обледенения и появлении первых признаков обледенения устанавливается макси­мальная подача спирта, чтобы сбросить образовавшийся лед. Для этого переключатель противообледенителя ста­вится в положение форсажного расхода. После исчезнове­ния признаков обледенения подача жидкости на винты уменьшается, а по выходе из зоны обледенения противо- обледенительная система выключается.

Применяемые на вертолетах жидкостные противообле — денительные системы ввиду больших расходов жидкости не позволяют производить длительный полет в условиях обледенения. Расход спирта на нормальном режиме на­соса колеблется на разных вертолетах от 1 до 1,5 л/мин, а на форсированном режиме расходы увеличиваются в полтора—два раза.

Если заранее знают, что во время полета будет дли­тельное обледенение, то на те типы вертолетов, на которых предусмотрена возможность дозаправки противообледени — тельного бака в полете, берется дополнительная емкость со спиртом. Перекачка спирта из дополнительной емкости в бак осуществляется обычно при помощи ручного насоса РНА-1А.

Помимо лопастей несущего и рулевого винтов, на вертолетах предусматривается защита от обледенения пе­редних стекол кабины летчика подачей спирта на них и одновременным включением стеклоочистителей.

При полете в условиях’обледенения, зная расходы и за­пасы противообледенительной жидкости, нужно опреде­лить возможное время полета, имея в виду, что при из­расходовании противообледенительной жидкости вертолет в условиях обледенения потеряет управляемость. Аэроди­намика несущего и рулевого винтов из-за наростов льда на них ухудшается настолько, что возникающие на них силы тяги становятся явно недостаточными для управления вер­толетом.

Ранее существовало мнение, что на лопастях несущего винта при полете в условиях обледенения лед не обра­зуется ввиду деформации лопастей и больших скоростей набегающего на винт потока воздуха, а поэтому нет не­обходимости иметь на вертолете для несущего винта про — тивообледенительную систему. Практика полетов на верто­

летах различных типов показала, что на всех лопастях об­разуется лед.

При отказе в работе противообледенительной. системы или в случае израсходования противообледенительной жидкости необходимо немедленно выйти из зоны обледе­нения. Если выйти из зоны обледенения невозможно, то нужно совершить посадку.

В связи с тем что полет на вертолете в условиях обле­денения крайне неприятен из-за сильной тряски и ухудше­ния управляемости, а при отказе противообледенительной системы попадание в зону обледенения чревато тяжелыми последствиями, по возможности не следует производить по­леты в условиях возможного обледенения